пятница, 3 июля 2015 г.

"Роснефть" и "Газпромом" не поделили Сахалин по суду


"Роснефть", которая совместно с ExxonMobil разрабатывает шельфовые месторождения на Сахалине, запланировала выстроить завод по сжижению газа. Для бесперебойной работы его необходимо было возвести далеко от месторождений, и, чтобы их соединить, организации пригодился газопровод. Им располагал только "Газпром", который в составе другого консорциума уже владел выстроенным заводом и не тёк потенциальному сопернику доступа к своей трубе. Тогда "Роснефть" "настойчиво попросила" совершить это по суду, показывая на то, что иных аналогичных газопроводов нет, а значит, ответчик представляется естественным монополистом. Но у него нашлись на это опровержения.
"Сахалин-1", интернациональный проект по освоению нефтегазоносного шельфа Сахалина, объединяет его оператора американскую ExxonMobil (30 %), "Роснефть" (через "дочек" – 20 %), японскую SODECO (30 %) и индийскую ONGC (20 %). В 1995 году они ратифицировали договор о разделении продукции с руководством Российской Федерации и обладминистрациией, а к 2015 году освоили 3 месторождения.
В 2012 году "Роснефть" объявила, что договорилась с ExxonMobil выстроить завод "Дальневосточный СПГ" для сжижения газа, идущего на экспорт в Азию. Но для бесперебойной работы его необходимо было возвести далеко от месторождений – на другой части острова, и для этого потребовался газопровод, которого у "Сахалина-1" не было. Но им располагал "Сахалин-2" – проект по освоению иных месторождений шельфа. Его оператором представляется Sakhalin Energy, а держателями акций – "Газпром" (50 % и одна акция), Shell (27,5 %), Mitsui (12,5 %) и Mitsubishi (10 %). Этот консорциум уже имел на острове свой завод по сжижению газа и реализовывал его в большинстве случаев в Японию.
"Роснефть" просила у Sakhalin Energy условия применения газопровода для транспортировки до 8 млрд кубов газа в год. Оператор ответил, что вопрос подключения должны решать держатели акций, а основной держатель акций – "Газпром" – сказал официальным письмом, что свободных мощностей в необходимом объеме нет. Организация постаралась добиться своего переговорами. В сентябре 2014 года глава государства "Роснефти" Игорь Сечин сказал "ТАСС", что глава "Газпрома" Алексей Миллер дал обещание течь доступ к газопроводу, но этого так и не случилось.
Параллельно "Роснефть" вела борьбу в административном поле: сперва она подала претензию в ФАС, а после этого – иск. Sakhalin Energy на запрос антимонопольной работы ответила, что у нее нет техвозможности подключить подателя заявления к газопроводу, но не сумела это засвидетельствовать документами. Но это дело ФАС так и не рассмотрела: в начале 2015 года она заявила паузу, хотя дождаться итога судебного дела.
Свой иск в арб суд Сахалинской области (дело № А59-3071/2014) "Роснефть" обосновала тем, что Sakhalin Energy представляется монополистом, поскольку иных газопроводов с таким же маршрутом нет. Отказывая в доступе, ответчик создает дискриминационные условия и преступает закон о защите конкуренции, настаивал податель иска. В обоснование того, что завод будет выстроен, "Роснефть" продемонстрировала протокол о стремлениях и бумаги о согласовании земельного надела от властей.
Ответчик возражал, что оперирует газопроводом для собственных потребностей, а значит, не представляется участником рынка услуг по транспортировке газа. Sakhalin Energy сказала, что у нее нет техвозможности подключить подателя иска к трубе, и выделила, что тот не подтвердил, что именно он имеет потребность оперировать газопроводом.
В ходе совещания судья Татьяна Пустовалова спросила у сторон, "по какой причине они не в состоянии договориться", а представитель "Роснефти" Елена Астахова ответила ей, что это соперничающие организации, писали "Ведомости".
В конце концов судья дала согласие с аргументом ответчика о том, что податель иска не подтвердил потребности пользования газопроводом: в своем решении она написала, что податель иска участвует в консорциуме через "дочерние" общества и де-юре в праве на источники газа лишь одного месторождения, а не всех трех. Документы о стремлениях выстроить завод декларативен и пока ни к чему не обязывают, решила Пустовалова, исходя из этого иск преждевременный. Пойдя к таким выводам, в иске она отказала.
"Роснефть" оспорила это решение в 5-м Арбитражном апелляционном суде. Согласно точки зрения организации, в деле не имеет значения, имеется ли у нее права на источники газа. Одновременно с этим, как считает податель иска, суд не рассмотрел вправду серьёзные вопросы – к примеру, техвозможность подключения к газопроводу и присутствие нужных мощностей.
Но эти аргументы судей апелляции не убедили. В выпущенном день назад распоряжении Сергей Култышев, Александра Ветошкевич и Светлана Синицына написали, что материалы дела не удостоверяют присутствия у газопровода нужных мощностей. Они изучили отчётность, который, по всей видимости, продемонстрировал податель иска, о том, что пропускная свойство трубы образовывает 20 млрд кубов в год, а в случае дооборудования – 26 млрд. (наряду с этим "Сахалин-2" прокачивает через нее 16 млрд кубов). Но тройка апелляции написала в своем распоряжении, что отчётность не принимает в расчет действующие нормативно-технические ограничения в эксплуатации газопровода. Учтя его целевое избрание для проекта "Сахалин-2", судьи решили, что ответчика нельзя признать участником рынка услуг по транспортировке газа. Так, 5-й ААС решил в претензии отказать.
Похоже, что в кассацию податель иска не отправится: еще в последних числах Мая поступила информация, что "Роснефть" совместно с партнерами по "Сахалину-1" ищет другую площадку для постройки завода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий